Звук тишины (2011)
0
Голосов: 0
Доктор Морозов
Автор: Доктор Морозов
Блог: Locomotion
Опубликовано: 75 дней назад (29 сентября 2017)
 
Изображение уменьшено - клик для увеличения

И ещё одна моя мини-рецензия на спектакль, представленный в рамках Международного форума театрального искусства «ТеАрт». Эта работа известного театрального режиссёра Алвиса Херманиса посвящена юности. Американский дуэт Пола Саймона и Арта Гарфункеля в столице Латвийской ССР, конечно, никогда не выступал. Их концерт – чистая фантазия, как и весь спектакль, где молодые актеры Нового Рижского Театра «вспоминают» время, в котором они либо не жили вовсе, либо жили совсем маленькими детьми. Действие происходит рижской квартире без перегородок, напоминающей студенческое общежитие, – почти что без мебели, с голыми полами и стенами без картин, с разложенными прямо на полу стопками книг и многочисленными радиоприемниками. И прежде чем занять места в зале, зрители проходят по коридору этой придуманной художницей Моникой Пормале квартиры – только в нем еще нет накопленного за многие десятилетия хлама, а со стен смотрят черно-белые фотографии советской Риги сорокалетней давности.

Почему «Звук тишины»? Во-первых, так называется песня дуэта Саймона и Гарфанкела (или Гарфункеля, как было принято писать в советское время), которая звучит рефреном спектакля. Во-вторых, эта постановка без слов. Но они и не нужны: все показываемые ситуации вполне понятны. И стоит отдать должное постановщикам и актерам, которые настолько ярко и ясно воплотили все эти забавные ситуации и воссоздали ностальгическую атмосферу 60-х. Первый эпитет, который приходит на ум при просмотре «Звука тишины» – «мягкий». Мягкая, мелодичная, умиротворяющая музыка Саймона и Гарфанкела оттеняет многообразие студенческой и богемной жизни ушедшей эпохи – опять же, поданной мягко. Можно сказать, манера сходна со «Стилягами» Тодоровского – и там, и здесь мы имеем дело не с настоящей жизнью, а с ее красочной мифологизацией. Контраст особенно очевиден в сравнении с документальной хроникой из частного архива, которую смотрят герои – она оставляет если не отталкивающее, то совсем не такое чистое, «приглаженное» впечатление, как сам спектакль, который в определенном смысле выглядит как извинение за ту «настоящую» показанную реальность, как попытка примирить «нормальных» граждан с хиппи и бунтарями, переступающими запреты: злоупотребляющими алкоголем, принимающими наркотики, занимающимся беспорядочным сексом. Не случайно один из персонажей спектакля явно навеян образом настоящего оператора показанной документалки: режиссер, балансирующий на грани хорошего и дурного вкуса или, если угодно, эротики и порнографии. Вообще аллюзий у «Звука тишины» с кинематографом немало: эпизод с коллективной «ловлей» радиосигнала очень напоминает отличный польский фильм “Yesterday”, другой момент явно навеян «Кроликами» Дэвида Линча. Великолепна находка с вещами, которые сами по себе рождают музыку. Это возможно, когда весь воздух пронизан музыкой как особой энергией, и она просто скрыта в окружающих предметах. Хм, я невольно вспомнил, как в детстве любил засыпать, слушая радио. Это была часть жизни, целый мир. Очень интересно было бы посмотреть такой спектакль про 80-е годы, весь построенный на творчестве Depeche Mode – вот это была бы бомба! Впрочем, зритель должен быть открыт достаточно, чтобы быть готовым захлебнуться в ностальгии, что в буквальном смысле и произошло с одним из героев «Звука тишины».
Комментарии 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!

  • Статистика по пользователям
  • Кто в онлайне

Статистика по пользователям

Сколько нас?
  • 322 пользователя
Кто онлайн?
Кто мы?
Откуда мы?

Пользователи онлайн

Нет зарегистрированных пользователей…
наверх